5.3 Смыслотрансформация личности |
Т - Трансформация личности | ||||||||||||||||||
Психологические коллизии личности УцеЛевшего Тесно связаны с трансформацией его смысловой сферы. Воспользуемся материалом интервью, проведенного с врачом госпиталя, чтобы осветить закономерности смыслотранс-формации, подтвердившиеся во многих других случаях. Психологический анализ травматической Смыслотрансформации Личности показывает, что она не идет по единому руслу, а распадается на три смысловых направления: 1) утрата или отсутствие смысла своей миссии - "что мы там делали, я не понимаю до сих пор" (непонимание здесь уже перекликается с непринятием); 2) формирование бессмысленности - "там была каша из бессмысленных смертей"; 3) образование антисмыслов, приводящих к смысловому удвоению личности, - "как преступника тянет Возвращаясь к смыслотрансформации, отметим, что она включает в себя: 1) поиск смысла, 2) утрату смысла, 3) образование бессмысленности, 4) антиосмысливание. Утрата смысла и образование бессмысленности не совпадают друг с другом: бессмысленность не есть отсутствие смысла или смысловая пустота, наоборот, она есть наличие бессмысленных содержаний. Утрата смысла не формирует бессмысленность, а создает исчезновение смыслов – смысловой вакуум. Таким образом, бессмысленность не есть пустота, а есть присутствие отсутствия. Отделяя становление бессмысленности от утраты смысла, нельзя ее отождествлять, с другой стороны, с антиосмысливанием, создающим оппозиционные смыслы.
Таблица 2. Четыре составляющих трансформации смысла со стороны процесса и его результата. Как это видно из таблицы 2, в ходе травмотрансформации личности Уцелевшего В его смысловой сфере возникают следующие зоны: 1) пустоты – зияющие смысловые "раны", которые, конечно, могут "зарубцеваться", образовав смысловые "шрамы" (или "рубцы"); 2) зона бессмысленности – включает в себя осмысленную бессмысленность; 3) антисмысловая зона; 4) смысловые зоны. Из результатов психологического анализа, Повседневность основывается на чувствах неуязвимости, бессмертия, в то время как сверхординарная, аномальная ситуация неизбежно связана с разрывом чувства бессмертия, что может погрузить человека в ситуацию смыслоутратности. Когда человек оказывается в смысловом вакууме, естественно, от него требуется обретение потерянного смысла, однако, не всегда это возможно. И в данном случае мы вступаем в противоречие с позицией В. Франкла, который выводит психологические коллизии человека целиком из потери смысла (Франкл, 1990). Существуют ситуации Конвенциональной бессмысленности, В которых невозможно найти никакого подлинного смысла. Более того, наделение смыслом бессмысленного явления может приводить к деформации личности и возникновению неврозов, назовем их СмыслоНеврозами. В этом случае люди страдают не из-за отсутствия смысла, наоборот, их расстройство вызвано неспособностью утратить смысл. Следовательно, подобные неврозы могут исчезнуть не при приобретении смысла, а при утрате ложноприобретенного. Из этого мы можем сделать вывод о том, что для развития личности является важным не только рождение, приобретение смысла, но и его утрата, т. е. умирание смысла. Преодоление вытеснения смерти, умирания дает возможность не только взглянуть на смерть как на естественное содержание человеческой жизни, но и позволяет рассматривать в области психологии личности конструкты рождения и умирания, появления и исчезновения, прерывности и непрерывности, рождения смысла и его умирания и др. Утрата чего-то важного в себе, в своей жизни может не только привести к психологической травме, но стать основой "просветления", открывающего новые горизонты развития личности. Перед лицом смерти жизнь нередко приобретает подлинную ценность, а значит, человек может занять жизнеутверждающую позицию, а не только парализовываться от страха смерти или переживать некрофилические тенденции.
Заключение. Кроме выделенного раньше этиологического фактора ПТСР – смыслового конфликта, мы здесь затронули еще четыре тесно связанных с ним этиологических условия: воспроизведение травматических стилей выживания, осмысление бессмысленности (интернализация бессмысленности), стагнацию транспотенциалов и смыслоутратность. Интернализованная бессмысленность (смыслобессмысленность) И антисмыслы создают Смысловое переполнение личности, Которое человек не в силах "переварить", ассимилировать без трансформации личности. Непрерывность, характерная для процесса смыслообразования личности, приводит, таким образом, к "избыточному" смыслообразованию. Есть вещи, которые нельзя наделять смыслом, например, нельзя наделять смыслом бессмысленность. Чтобы выживать на бессмысленной войне, людям приходилось ее осмысливать, последствием чего и является ПТСР. У нас есть достаточно данных, чтобы утверждать, что ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства) являются расстройствами смысла, т. е. Посттравматическими стрессовыми расСтройствами смысла. Если человек заболел от смыслобессмысленности, то он может вылечиться, только утратив этот смысл. Метод элиминации смыслов является, с нашей точки зрения, важнейшим инструментом травмотерапии личности: Чтобы обрести смысл, его надо утратить. Это положение имеет силу также и для нетравматических неврозов и психологических коллизий человека. Ведь в подобных случаях человек страдает от того, что смыслообразование детерминировано личностным "комплексом" или торможением, маскирующим подлинные смыслы. Только освободившись от смыслов, задающихся "комплексами", личность может обрести подлинные смыслы. Утрата неподлинного смысла есть этап на пути возрождения личности - обретения подлинного смысла. Однако этот процесс не происходит сам по себе, для его осуществления требуется специальная работа личности.
|